Что выбрать: адаптивная верстка или мобильный сайт?

Сегодня около пяти миллиардов людей на Земле используют мобильные телефоны, при этом треть из них имеют смартфоны.

С началом активного использования мобильных устройств и планшетов разработчики сайтов оказались перед выбором: оставлять ли мобильные версии своих сайтов наряду с «полноценными», или сайты должны стать адаптивными и самостоятельно подстраиваться под разные размеры экранов?

На текущий момент специалисты компании «ДА-Проект» при разработке сайтов различной сложности ориентируются на два возможных варианта решения данной проблемы:

  • Адаптивный дизайн;
  • Отдельная мобильная версия сайта;

Каждый из способов обладает своими плюсами и минусами.

Адаптивный дизайн

Для реализации адаптивного дизайна обычно используются специальные CSS указатели, которые срабатывают при определенном размере экрана у пользователя - CSS3 Media Queries. В зависимости от размера экрана, пользователь будет видеть разную картинку

Преимущества адаптивного дизайна

  • Удобство разработки — при адаптивной верстке вся структура сайта автоматически подстраивается под различную ширину экрана. Поддержка такого продукта будет относительно простой задачей.
  • Один URL — избавляет нас от ненужных редиректов, и необходимости пользователю запоминать адрес мобильной версии (какой бы простой не был его адрес). Так же наличие единого адреса позитивно скажется на продвижении сайта, поскольку поисковикам будет «удобнее» работать.

Недостатки адаптивного дизайна

  • Разные задачи -типовые задачи «мобильных» пользователей крупных сайтов обычно отличаются от задач пользователей ПК. Если вы являетесь клиентом банка, то, скорее всего, в мобильной версии сайта вас будет интересовать очень ограниченный спектр информации — адреса ближайших отделений, банкоматов и т.д.
    В целом, при адаптивной верстке самый распространенный подход — делать копию обычного сайта, реализовать в верстке под телефоны потребности всех групп целевой аудитории. Но тогда об удобстве пользования сайтом можно забыть. Нужные пяти-десяти процентам посетителей второстепенные разделы создадут неудобства для основной целевой аудитории.
  • Относительно медленная загрузка в сетях 3G -«вес» сайтов остается серьезным препятствием для пользователей мобильных телефонов. Это означает, что некоторые типичные для десктопных сайтов активные элементы, в том числе embedded-карты, ролики, кредитные калькуляторы и меню с анимацией на мобильных сайтах должны быть заменены на более легкие альтернативы. Безусловно, можно для мобильных устройств не показывать сложные графические элементы, но они все равно будут загружаться пользователю, утяжеляя страницу.

В целом идея разработки мобильной версии в адаптивном дизайне достаточно популярна, несмотря на вышеуказанные минусы. В частности, эту концепцию целиком поддерживают такие поисковики как, например, Google. Тем более, что с 2015 года, Google считает отсутствие мобильной версии у сайта основанием для понижения сайта в поисковой выдаче, а в мобильном устройстве вы своего сайта вообще не найдете, если у него нет мобильной версии.

Отдельная мобильная версия сайта

Чтобы сделать сайт удобным для мобильных пользователей часто создают так же отдельные версии сайтов — специально ориентированные на пользователя со смартфоном/планшетом. Самое распространенное решение - перенаправление мобильных пользователей на отдельный домен третьего уровня (m.domen.ru, mobile.domen.ru и т.д.). В 99% случаев, мобильная версия представляет собой урезанную основную версию — лишь с тем функционалом, который необходим для выполнения бизнес-задач сайта и нужен вашей целевой аудитории.

Преимущества мобильной версии

  • Легкость в изменениях — поскольку сайт существует, де-факто, отдельно от основной версии, вносить в него правки, связанные только с мобильной версией значительно проще, поскольку мобильная версия чаще всего не предоставляет избыточного, ненужного функционала.
  • Удобство для пользователя — мобильная версия обычно сильно упрощена по сравнению с десктопной версией, поэтому пользователю не нужно будет далеко ходить за нужной ему информацией.
  • Быстрота — из-за того же упрощения сайта, мобильная версия грузится быстрее. Это существенно для пользователей, которые все ещё ходят через GPRS или слабый 3G.

Недостатки мобильной версии

  • Несколько адресов — для десктопной и мобильной версии разные адреса. Для одних это может оказаться плюсов, для других же — крайне раздражительным фактором, когда для того, что бы удобно посмотреть сайт, нужно запоминать ещё один адрес. Так же есть проблемы и с поисковиками: во избежание дублированного контента SEO-специалистам нужно использовать специальные мета-теги.
  • Техническая и контентная поддержка сайта– необходимо будет дублировать информацию, размещаемую на десктопной версии сайта также и в мобильную версию. Поскольку, функционал сайта разный, то и его поддержка будет разной. Например, модернизировали или создали специалисты какой-то модуль. Он прекрасно работает на десктопной версии, но теперь нужно этот модуль вставить и на мобильную версию. А это уже получается новая, дополнительная задача.

В целом, создание мобильных версий сайтов оправдывает себя достаточно хорошо, в частности, для крупных проектов. Как пример — Amazon использует у себя специальную, мобильную версию сайта.

Резюме

Все зависит от бизнес-задач, которые должен решать ваш сайт. На наш взгляд, если это сайт посвященный деятельности компании, то лучше использовать адаптивную верстку, а если это сайт предоставляющий определенные услуги, например услуги по пассажирским перевозкам или гостиницы – то лучше создавать отдельный сайт.